Azərbaycan Respublikası Elm və Təhsil Nazirliyi
Riyaziyyat və Mexanika İnstitutu

Как современная математика возникла из утраченной исламской библиотеки


«Дом мудрости»  от этой древней библиотеки, разрушенной в 13 веке, не осталось никаких следов, поэтому мы не можем точно сказать, где она находилась и как она выглядела. Но эта престижная академия на самом деле была главным интеллектуальным центром Багдада во время Золотого века ислама и родиной математических концепций, столь же преобразующих, как простой ноль и наши современные «арабские» цифры.

Основанный как частная коллекция для халифа Харуна Аль-Рашида в конце 8-го века, а затем, примерно 30 лет спустя, преобразованный в публичную академию, Дом Мудрости привлекал в Багдад ученых со всего мира, дразня их яркое интеллектуальное любопытство и жажду к свободе самовыражения (мусульманским, еврейским и христианским ученым разрешалось учиться в нем).

Архив столь же внушительного размера, как нынешняя Британская библиотека в Лондоне или Национальная библиотека Парижа, Дом мудрости в конечном итоге стал непревзойденным центром изучения гуманитарных и естественных наук, включая математику, астрономию, медицину, химию, географию, философию, литературу и искусство, а также некоторые более сомнительные предметы, такие как алхимия и астрология. Таким образом, чтобы представить как выглядел этот великий памятник, требуется воображение (вспомните Цитадель в Вестеросе или библиотеку в Хогвартсе), но одно можно сказать наверняка: академия положила начало культурному ренессансу, который полностью изменил курс математики.

Дом Мудрости был разрушен во время осады Багдада монголами в 1258 году (согласно легенде, в реку Тигр было брошено так много рукописей, что ее воды стали черными от чернил), но сделанные там открытия представили мощный абстрактный математический язык, который позже будет принят Исламской империей, Европой и, в конечном итоге, всем миром. Чтобы проследить математическое наследие Дома мудрости, нужно совершить небольшое путешествие во времени, так сказать, в будущее. На протяжении сотен лет до начала итальянского Возрождения одно имя было синонимом математики в Европе: Леонардо Пизанский, уже после смерти оставшийся известным как Фибоначчи. Итальянский математик родился в Пизе в 1170 году. Первоначальное обучение он получил в Бугии, торговом анклаве, расположенном на берберийском побережье Африки (прибрежная часть Северной Африки). В возрасте 20 лет Фибоначчи отправился на Ближний Восток, увлеченный идеями, пришедшими на запад из Индии через Персию. Вернувшись в Италию, Фибоначчи опубликовал Liber Abbaci, одну из первых западных работ, описывающих индуистско-арабскую систему счисления.

Когда Liber Abbaci впервые появилась в 1202 году, индо-арабские цифры были известны лишь немногим интеллектуалам; Европейские торговцы и ученые все еще цеплялись за римские цифры, что делало умножение и деление чрезвычайно обременительными. Книга Фибоначчи продемонстрировала использование чисел в арифметических операциях – методах, которые можно применять для решения практических задач, таких как размер прибыли, изменение дохода, пересчет веса, бартер и процент.

«Те, кто желает познать искусство счета, его тонкости и изобретательность, должны знать вычисления с помощью ручных фигур», – писал Фибоначчи в первой главе своего энциклопедического труда, имея в виду цифры, которые дети теперь учат в школе. «С этими девятью цифрами и знаком 0, называемым зефиром, пишется любое число». Внезапно математика стала доступна всем в удобной для использования форме.

Однако великий гений Фибоначчи заключался не только в его творчестве как математика, но и в его остром понимании преимуществ, известных мусульманским ученым на протяжении веков: их расчетных формул, их десятичной системы счисления, их алгебры. Фактически, Liber Abbaci полагался почти исключительно на алгоритмы математика IX века Аль-Хорезми. Его революционный трактат впервые представил систематический способ решения квадратных уравнений. Из-за его открытий в этой области Аль-Хорезми часто называют отцом алгебры– словом, которым мы обязаны ему, от арабского aljabr, «восстановление сломанных частей», – и в 821 году он был назначен астрономом и главным библиотекарем Дома Мудрости.

Ученые и переводчики библиотеки также приложили немало усилий, чтобы их работы были доступны читающей публике. Именно трактат Аль-Хорезми познакомил мусульманский мир с десятичной системой счисления. Леонардо Пизанский помог передать ее Европе. Поэтому, преобразующее влияние Фибоначчи на современную математику было наследием в значительной степени Аль-Хорезми. Таким образом, двух ученых, разделенных почти четырьмя столетиями, связала древняя библиотека: самый знаменитый математик Средневековья стоял на плече другого мыслителя-новатора, чьи открытия были сделаны в культовом учреждении Золотого века ислама.

© Mənbə: www.zen.yandex.ru

Faydalı linklər