19/05/2021
Математика — царица наук, она находит применение в физике, химии, географии… В том числе в вооруженных конфликтах. Ход иногда войн во многом определялся размером армии, технологиями, деньгами, природными и людскими ресурсами стран-участниц.
Но иногда главным оказывается совсем другое — интеллект. Во время второй мировой войны математики не только участвовали в разработке вооружений, но и активно помогали решать весьма специфические задачи. Иногда математика и ученые наоборот, натыкалась на непонимание военных чиновников и государственную политику.
В течение первых двух десятилетий 20-го века Германия была центром международного исследовательского сообщества в области математики. Во многом это заслуга Давида Гильберта, крупнейшего после смерти Анри Пуанкаре математика-универсала. Помимо вклада в самые разные области (теорию инвариантов, общую алгебру, математическую физику, интегральные уравнения, основания математики), Гильберт известен формулировкой списка из 23 математических проблем, который определил вектор развития математики в 20 веке. Гёттингенский университет, в котором помимо Гильберта, работали такие известные математики, как Феликс Клейн, Герман Минковский, Дирихле, Рихард Дедекинд стал математической меккой, продолжая традиции математической школы, заложенной Гауссом и Риманом.
Также многие ученые работали над наиболее оптимальным распределением снарядов, как на земле, так и в воздухе.
После войны некоторые уникальные разработки перешли в гражданское использование. Работы Тьюринга, фон Брауна и многих других ученых нашли применение в технологиях мирного времени: реактивные самолёты, ракетостроение, атомная энергетика и компьютеры. Не ясно, как повернулся бы прогресс без открытий и работ этих ученых, сделанных под влиянием военного времени.
habr.com.ru